Анализ 5 сил Портера

Анализ 5 сил Портера: когда и для чего можно применить модель 5 сил Портера? Самые популярные случаи! Первый случай: запуск нового товара или услуги и вывод её или его на рынок. Второй случай: в процессе разработки долгосрочной стратегии развития предприятия.

Благодаря полученным результатам анализа, мы сможем более четко понять максимально подходящие пространство, где воздействие посторонних факторов будет незначительным.

Результат анализа 5 сил Портера – это уровни угроз по значимости с 5 сторон. Более того, сформированный перечень методов устранения угроз.

5 сил Портера пример анализа

Матрица 5 сил Портера. Сила № 1 – это давление покупателей

Здесь пойдет речь о том, как у людей массово изменяются предпочтения, критерии выбора, страхи, потребности. Например, нужно было только пропитание первой необходимости, а затем при подъеме экономики и доходов у населения, стали предпочитать красную рыбу, дорогие сыры, хлеб с кунжутом и добавками и т. д. Упал уровень доходов: возрос спрос на крупы, дешевые сыры, обычный хлеб. Здесь Портер имеет в виду все факторы, связанные именно с массовым изменением поведения потребителей. Рост рождаемости – возрастание спроса на детские товары, подгузники, детское питание и так далее.

Данные изменения не проявляются моментально, это процесс длительный. Именно поэтому модель 5 сил Портера не используется в краткосрочном периоде, матрица заглядывает вперед, в будущее.

Например, по статистике рождаемости в этом году можно спрогнозировать: сколько годовалых детей будет в следующем году и какой объем спроса будет на вещи для годовалых детей. Если в этом году рождаемость была низкая, а в прошлом высокая, то и спрос на одежду для двухгодовалых детей будет выше, чем для годовалых. При планировании закупок тех или иных детских товаров разных размеров можно учесть эти данные. Например, также, если мы знаем сколько по объему было куплено корма для котят, мы можем предположить, что этот объем люди будут покупать и для взрослых кошек, так как котята подрастут. Надеюсь, Вы уловили логику о чем здесь идет речь: не о завтрашнем дне, а о дальнейшем будущем.

Еще один пример, раньше все гонялись за брендами, а потом, когда бренды активно начали копировать и подделывать эта гонка пошла на убыль. И состоятельные люди стали покупать больше ручные работы из натуральных хороших тканей у дизайнеров и модельеров.

Сила №2. Давление поставщиков

Большинство организаций редко учитывают и выделяют в особое значение поставщиков, как угрозу. Но, к сожалению, Ваш поставщик может в один замечательный день изменить условия поставки или закрыться так, что единственное что остается Вашей фирме – это банкротство или начат все заново.

Например, многие спрашивают: нужен моей организации сайт, когда я успешно продвигаюсь в Instagram. Но мы же прекрасно понимаем, что был популярен VK, потом Instagram, затем TIK TOK, LIKE. А потом могут набрать вес и новые сети и посетители частично, а может быть и полностью перейдут туда. Конечно нужен и сайт и Инстаграм и продвижения в других соц. сетях, блогах, прайс-агрегатор. Неправильно делать акцент лишь на один ресурс – это риск. Еще дин пример, закупила фирма хорошее европейское оборудование, но к ним нужны расходные материалы только европейских стандартов. Повысился евро, расходные материалы, соответственно подорожали, а отечественных аналогов – нет, что делать? Себестоимость выросла, у конкурентов на отечественном оборудовании дешевле и потребитель не готов переплачивать. К сожалению, существует очень много примеров, когда поставщики являются угрозой бизнесу. Поэтому всегда нужно иметь “синицу в рукаве”, следить за политическими, экономическими, техническими и другими тенденциям. А также уделять время стратегическому планированию, чтобы “подстелить соломку” и вовремя переориентироваться.

Хорошо, если у Вас есть запасной вариант и возможность при такой ситуации ввести в товарную матрицу ещё одну другую товарную линейку от другого поставщика. Или вообще будет “шах и мат”, когда поставщик откроет свои сети магазинов в вашей стране и будет продавать напрямую конечному потребителю.

Силы 3 и 4. Давление действующих и новых конкурентов

Мы решили написать о двух этих силах в одном пункте, потому что они очень схожи между собой. Отличие состоит в том, что первая показывает действующую конкуренцию в отрасли, а вторая показывает угрозы и риски при вводе новых игроков.

Обратите внимание, в этих пунктах модель 5 сил конкуренции Портера, советуем учесть действия не только прямых конкурентов, но и тех игроков рынка, у кого может появиться возможность ими стать в будущем. Например, в отрасли предоставления такси неожиданно появился такой крупный игрок как Яндекс.такси, что значительно снизило количество заказов у других служб такси и многие разорились, так как не смогли выдержать конкуренции. Изучение новых конкурентов дает Вам реальное понимание того, как измениться ситуация и как переориентироваться Вам, если они придут и в Вашу отрасль. Например, создать “детское” такси – закупить кресла и возить детей в школу и детский сад. А также “женское” такси, потому что многие женщины боятся садиться в машину к незнакомым мужчинам, а хотят чтобы их вез водитель их же пола.

Анализ существующих конкурентов на рынке также востребован и очень нужен. Для того чтобы перед нами была полная и четкая картина, насколько меняется вектор рынка при таком же планомерном развитии.

С одной стороны, при высокой конкуренции возникают максимальное развитие сферы, но с оборотной стороны медали – Вы можете не успеть быстро сориентироваться.

Например, как ввели режим “Самоизоляции” магазины у которых нет интернет-магазина, заказа онлайн и службы доставки, и те, кто не успел их открыть, впали в спячку как медведи и сосали лапу.

Сила №5. Давление новых товаров-заменителей

У всех продуктов и услуг есть аналоги-заменитель. Например, были диски и дискеты, остались диски, появились флешки – упал спрос на диски.

Эти товары, которые выполняют одну и туже функцию – запись информации, но разные по типу, размеру и совместимости с другими устройствами.

И в начале это были не прямые конкуренты, но так как функции одни и те же и удобнее всего носить флешки, то и компьютеры и ноутбуки начали выпускать без воспроизведения дискет. И далее три и более гнезда для флешки и всего один дисковод. Вот поэтому очень важно рассмотреть этот пункт. Ведь, когда растут продажи одних продуктов-заменителей, то у других всё падает.

В анализе 5 конкурентных сил М портера нет разделения на действующие и новые продукты-заменители. Следовательно, лучше разделить  данный пункт на 2 подпункта и рассмотреть оба варианта.

Безусловно, если очевидно, что со стороны существующих товаров нет угроз, то можете не тратить на это своё драгоценное время.

Сила №6. Давление государства

В нашей стране постоянно и динамично развивающейся просто необходимо рассматривать и этот пункт!

Всегда нужно быть в курсе всех законов еще на стадии принятия в 1 чтении. Поверьте знание о том, что происходит в стране, заранее тоже может спасти Ваш бизнес от множества угроз, поможет заранее перестроиться.

5 конкурентных сил портера пример

Схема 1. Экспресс-анализ по Портеру

Анализ 5 сил ПортераТеперь Вам нужно в пустых ячейках, напротив каждой силы, поставить оценку по 10 бальной шкале.
  1. Оценка наличия.
  2. Оценка негативного влияния.
  3. Возможности парирования.
    Далее, расставляем баллы и считаем (3+3)-4=2. Ставим рейтинг – 2. И также продолжаем считать и выставлять рейтинг по каждой силе.

Схема 2. Полный анализ по Портеру

В случае экспресс-методики анализа сил, мы увидели общую картину. И порой, для быстрого анализа ниши этого достаточно.

В случае полного анализа конкуренции по Портеру, нам нужно взять каждую силу и выделить у неё критерии оценки.

5 сил Портера
5 сил Портера
Полный анализ по Портеру

В полном анализе конкурентных сил Майкла Портера критерии оцениваются по 3 категориям: слабо (1 балл), нормально (2 балла) или сильно (3 балла).

5 сил М Портера
5 сил М Портера

5 сил Портера выводы

По завершению выполнения анализа можно увидеть очень интересную картину, иногда пугающие. Но, согласитесь, гораздо лучше все учесть и заранее обдумать пути выхода из различных сложных ситуаций. Посмотреть и проанализировать разные источники и статистические данные. Более того, посмотреть какая практика решения аналогичных ситуаций в других странах. Задать вопросы экспертам, а также на различных форумах и семинарах. Более того, посоветоваться с коллегами и владельцами бизнеса сопутствующих продуктов. Тех, ого также могут коснуться эти изменения – продумать ситуацию вместе и найти выход. Ведение всегда лучше неведения.

Безусловно, методика 5 сил Портера, даст Вам полную и целостную картину того, в каком векторе Вам нужно приложить все возможные усилия.

И пускай факторы 5 сил Портера не скажет Вам, что даст прибыль сегодня. Но Вы же хотите, чтобы Ваш бизнес работал долгие годы и обеспечил не только Вас. Но, также, и Вашу семью и возможно перешел детям, а не сорвать куш единожды. Вы должны уметь смотреть на перспективу. Причём на самом то деле, она может стать реальностью гораздо быстрее, чем Вы ожидаете.

Prev Next

Добавить комментарий